Можно
ли устанавливать диски на автомобиль, которые не рекомендованы производителем?
И как не испортить при этом автомобиль?
При правильном подходе к выбору
дисков можно сделать его более подходящим по индивидуальным требованиям, при
этом не испортить автомобиль. Разберём по пунктам:
— Диаметр (DIA). Как правило, на
одну и ту же модель автомобиля производитель предлагает колеса разного диаметра
- чем больше, тем дороже. Поэтому вы можете смело ставить диски,
соответствующие оригинальным размерам. Просто нужно помнить о соблюдении
рекомендованных размеров шин для этих колес, чтобы автомобиль ехала по плану –
чтобы спидометр не врал, чтобы не было
задеваний колес за арку колеса и прочее. С возможными параметрами колес можно
ознакомиться на сайте производителя в разделе «технических характеристик», если
автомобиль еще продается, или выполнить поиск в базах данных в Интернете.
Установка колёс за пределами тех,
что предусмотрел автопроизводитель.
К примеру, шины меньшего диаметра
могу не подходить к тормозному суппорту. Однако это не значит, что на
«шестнадцатые» тормоза не поместятся 15-дюймовые диски - на других моделях
спицы можно согнуть подходящим образом и все поместится, хоть и с минимальным
зазором. При большом диаметре нужно учитывать расстояние от шины до крыльев и
деталей подвески, особенно на передней оси, с учетом того, что колеса там
поворачиваются в стороны.
!!! Ошибка с параметрами дисков может стоить потерянного времени и
денег: может получиться некрасиво, небезопасно, неудобно или всё это
одновременно. А ещё колёса могут банально не встать на автомобиль или встать,
но с серьёзными доработками!!!
При установке колес меньшего и
большего диаметра, чем заводские, воспользуйтесь калькулятором шин. Он позволяет
выбрать подходящий размер резины, при котором внешний диаметр колеса останется
неизменным с установленной шиной. Также следует помнить, что большие диаметры
колес всегда означают уменьшение профиля шины и снижение ее амортизационных
свойств. Это означает, что пострадает как комфорт пассажира, так и детали
подвески, а диск станет более уязвимым на острых выбоинах. Кроме того, что
более крупные диски весят больше, что сказывается отрицательно на разгоне, а так
же расходе топлива и на подвески.
— Ширина. Обычно это
связано с диаметром колеса, хотя и не жестко. Поэтому нет смысла отклоняться от
стандартных сочетаний размера и ширины - с увеличением диаметра, как правило,
увеличивается и ширина колеса. Но что, если сказать еще шире? Например, вам
нужен агрессивный вид от машины или широкие шины, чтобы машина прилипала к
дороге. Любая (почти) прихоть за свои деньги. Придется потратиться на сами
колеса (необычно широкие колеса намного дороже обычных), более широкие шины
(просто дороже обычных) , более широкие шины (просто дороже обычных), возможно,
проставки и сопутствующий крепёж, чтобы ничего нигде не задевало и, возможно
доработку крыльев и арок, тоже чтобы не задевало. А также будьте готовы к более
частому ремонту подвески из-за увеличившейся нагрузки. Зато красиво.
— Вылет(ET). Незначительные
отличия по вылету (плюс-минус 5-10 мм) допустимы, если не удаётся найти диск с
родным значением. Однако, слишком большой положительный вылет можно исправить с
помощью проставок. Ширина которых изменяется в миллиметрах: это значение
необходимо вычтите из начала диска, чтобы получить общую сумму. То есть, если
заводское смещение автомобиля составляет +45, а диск имеет смещение +55,
10-миллиметровая прокладка приведет к окончательному смещению +45, потому что
вы «поместите» его немного шире, как если бы у него был более глубокая ступица.
Но если вы возьмете диск со смещением +35, то глубже засадить ничего не
поможет, как, например, диск со смещением +45.
Отрицательный вылет часто
используют владельцы пикапов, чтобы придать автомобилю брутальности,
разлапистости — благо расстояние до арки позволяет ездить с торчащими колёсами.
На легковушках это выглядит нелепо — как на красной Хонде. А на Mercedes-Benz
колёса утоплены — это или слишком маленькая ширина, или слишком положительный
вылет, или и то, и другое вместе
При выборе проставок надо
помнить несколько вещей:
Во-первых, проставка не должна
быть слишком толстой для используемых шпилек/болтов — крепёж должен делать не
меньше 5 оборотов, иначе его надо заменить на более длинный.
Во-вторых, проставка должна
совпадать с рисунком винта, то есть просверливаться в правильных местах, чтобы
крепеж мог пройти через нее.
И в-третьих, проставка также
имеет ступичную часть определенного диаметра и цилиндрическое гнездо под диск -
в случае несовместимости со ступицей автомобиля или ступичной частью диска
необходимо использовать проставочные кольца, о которых ниже. И, конечно же,
необходимо использовать только качественные проставки - это вопрос
безопасности.
Иногда владельцы сознательно
идут на изменение вылета дисков. Например, все круто выглядящие диски с
большими «полками» или «диповые» колёса с уходящими вглубь колеса спицами имеют
небольшой плюсовой или даже отрицательный вылет, поэтому будут торчать наружу
сильнее большинства заводских. При установке более широких дисков (для стиля
или с целью использования более цепких широких шин) ограничителем ширины
становится арка и элементы подвески, поэтому широкое колесо скорее встанет с
меньшим вылетом, чем с заводским. Задние колёса, которым не нужно
поворачиваться в арке, можно наращивать в ширину в очень больших пределах.
Другое дело — что делать с кромкой крыла, но тут при значительном выносе диска
на помощь приходят раскатка или расширители арок. Или даже отрицательный угол
развала — чтобы спрятать верх колеса в арку.
!!! Закручивать болты и гайки
надо вручную и с хорошим рычагом. Важно делать это постепенно и в
последовательности крест-накрест. Пневмогайковёрт не может плавно наращивать
усилие затяжки, поэтому с ним выше вероятность перекоса колеса!!!
ещё одна причина для уменьшения
значения вылета — эстетическая. На некоторых автомобилях заводские колёса
слишком сильно утоплены в арки, и это выглядит некрасиво. Проставкой в 10-15 мм
можно вынести колёса пошире и убрать этот визуальный недостаток без большого
вреда для автомобиля. Наконец, гонщики-любители могут играть с помощью
изменения вылета с шириной колеи передней и задней оси, соотношение которой
влияет на характер поворачиваемости. В любом случае надо помнить, что
уменьшение вылета негативно влияет на долговечность деталей подвески — будьте
готовы чаще менять как минимум ступичные подшипники.
— Разболтовка (PCD). Менять можно,
но не желательно. К этому обычно прибегают на автомобилях ВАЗ, в которых до
последнего поколения моделей применялась экзотическая сверловка 4x98. С помощью ухищрений
вроде болтов с эксцентриком можно поставить колёса с распространённой формулой
4x100, с точки зрения
надежности – это не очень хорошо. Другой вариант, когда хочется поставить диски
с чужой сверловкой на свою машину — это адаптеры. Они представляют собой
проставки, которые притягиваются к ступице штатным крепежом, а в них закручены
шпильки (или просверлены резьбовые отверстия) в соответствии со сверловкой
желаемого диска. Помимо уменьшения надёжности крепления колеса этот способ
неизбежно уменьшает его вылет — колесо будет сильнее торчать наружу, как раз на
толщину адаптера. Однако если грамотно подбирать все параметры и использовать
максимально качественные комплектующие, то такой способ установки колёс имеет
право на жизнь.
— Центральное отверстие.
Очевидно, что если ЦО выбранных дисков меньше посадочной части ступицы, эти
колеса просто не войдут в ступицу. Но чаще всего отверстие в не заводских
дисках делается с запасом, так что между ним и посадочным цилиндром в ступице
образуется зазор. Многие копии были сломаны из-за споров о том, насколько это
плохо и стоит ли использовать центрирующие пространство кольца. Позиция автора
материала, сформированного из практики, такова. Если вам не хочется
использовать центровочные кольца и при этом отсутствует биение колёс —
пожалуйста, нет проблем. Таких случаев известно немало, и они объяснимы.
Вместе с тем, центровочные кольца тоже существуют неспроста — часто только они могут помочь посадить колесо на ступицу точно по центру, чтобы диск и ступица вращались соосно. Внутренний диаметр должен точно совпадать с отверстием цилиндра ступицы, а внешний диаметр должен совпадать с отверстием обода. В штатных режимах центрирующие кольца не выдерживают нагрузок, поэтому они изготовлены из алюминия (могут сильно прилегать к диску) или пластика. А в экстремальных ситуациях (сильный удар по неровностям) берут на себя часть нагрузки и спасают колесные крепления. Центровые кольца редких размеров можно сделать на заказ, а при покупке в любом случае стоит брать с запасом - при смене колес часто приходится менять изношенные кольца.